Одиннадцатый симпозиум


Контакты   Конференции   Библиотека   Перейти  niishp2.ru

 

ОДИННАДЦАТЫЙ СИМПОЗИУМ «ПРОБЛЕМЫ П1ИН И РЕЗИНОКОРДНЫХ КОМПОЗИТОВ»

Басс Ю.П., Гамлицкий Ю.А.

ГУП «НИИШП»

Одиннадцатый симпозиум «Проблемы шин и резинокордных композитов», как и предыдущие, был организован ГУП «НИИ шинной промышленности» и ассоциацией «Эластомеры» и проходил 23 - 27 октября 2000 г. на загородной базе ГУП «НИИШП». Симпозиум был посвящен 200-летию со дня рождения выдающегося американского ученого Чарльза Гудьира, открывшего процесс вулканизации. В этой связи в программу симпозиума вошли доклады, посвященные истории создания и развития резинотехнической и шинной отраслей. Как обычно, особое внимание было уделено современным научным подходам при решении задач обеспечения надежности изделий и стабильности выходных показателей качества, определяемых применением прецизионных расчетных схем механики, современных методов конструирования, технологии производства и испытаний шин и РТИ. Были рассмотрены особенности структуры и методы описания свойств резин. Заслушано пять пленарных и 54 устных доклада. Кроме этого, были организованы два круглых стола - «Проблемы шума автомобильной шины» и «Прогнозирование работоспособности резинокордных деталей шины».

В работе симпозиума приняло участие около 140 специалистов из России, Белоруссии, Украины, Словакии, Германии, Финляндии. Как обычно, к началу работы был издан двухтомный сборник пленарных и устных докладов общим объемом более 500 страниц.

В первый день работы были заслушаны пленарные доклады, краткое содержание которых приводится ниже:

Агаянц И.М. Открытие вулканизации (МИТХТ им. М.В. Ломоносова, Москва). В докладе изложено подробное жизнеописание биографии Чарльза Гудьира и его основного детища - процесса серной вулканизации резины. В середине прошлого века перед исследователями основная задача состояла в преодолении липкости каучука и его затвердевания при низких температурах. Существенное повышение уровня механических свойств в результате вулканизации оказалось для исследователя неожиданным. Описаны первые примеры применения, вулканизованной резины, перипетии решения проблем приоритета, основные вехи дальнейшего развития процесса вулканизации.

Гируцкий О.И., Ипатов А.А. Основные проблемы развития автомобильной промышленности на период до 2005 г. (НАМИ, Москва). Изложение основано на постановлении Правительства РФ об основных направлениях развития автомобильной промышленности в стране на период до 2005 года. Анализируются Правительственные постановления по реформированию крупнейших автомобильных заводов России. Приведены данные по состоянию автомобильной отрасли и автомобильного парка на сегодняшний день. Дан прогноз развития по всем видам автотранспорта - автобусам, грузовым автомобилям, легковым автомобилям, причем каждый тип дифференцирован , по грузоподъемности. Учтены отечественные мощности и поставки из-за рубежа. Основной целью Федеральной целевой программы развития автомобильной промышленности России на период до 2005 г. является создание эффективной, конкурентоспособной автомобильной промышленности, способной удовлетворять основные потребности внутреннего автомобильного рынка и государственные нужды в автомобильной технике, отвечающей требованиям потребителей; способствовать развитию грузового и пассажирского автомобильного транспорта; обеспечивать расширение экспортных поставок автомобильной техники; финансировать собственное развитие.

Шершнев В.А. Современные представления о химии вулканизации (МИТХТ им. М.В. Ломоносова, Москва). Совершенствование химизма вулканизации направлено на поиск новых сшивающих агентов и систем. Для промышленных каучуков массового применения серная вулканизация остается наиболее распространенным процессом вследствие больших возможностей варьирования свойств резин и экономических причин. Применение новых ускорителей базируется на активации серной вулканизации оксидами и солями металлов (в основном, цинка), где создаются условия формирования активных промежуточных соединений полисульфидного типа по топохимическим реакциям вследствие избирательной хемосорбционной активности оксида и солей цинка с вовлечением в этот процесс макромолекул изопреновых и бутадиеновых каучуков. Развитие теории строения сеток показало преимущества микронеоднородного распределения узлов в структуре вулканизата, а также сочетания длинных эластичных и коротких отрезков цепей между узлами сетки. В этом же направлении развиваются представления о микронеоднородных   сетчатых   и   фазовых   структурах  совулканизатов   на  основе бинарных смесей несовместимых или ограниченно совместимых каучуков.

Жеглов Л.Ф. Измерение и расчет шумовых характеристик автомобильной шины (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва). Известно, что от 30% до 40% населения в индустриально развитых странах подвергаются воздействию шума, создаваемого автотранспортными средствами. Все возрастающие автотранспортные потоки являются основным источником шума на городских улицах и в зонах заселения междугородних магистралей, что оказывает неблагоприятное действие на физиологическое и функциональное состояние человека. Перечислены источники шума автомобиля и сделан вывод, что проблема снижения шума шин является одной из первоочередных задач. Описаны способы измерения шума шин и разделения шума от других агрегатов автомобиля. Дан перечень основных документов, регламентирующих методы измерения уровня шума и его допустимые нормы. В частности, в 2005 г. допустимые уровни шума должны снизиться настолько, что 70% наиболее шумных шин будут заменены на менее шумные. Приведено описание технического оснащения, необходимого при используемых методах определения уровня шума. Подробно проанализированы факторы, влияющие на шум шин. Дано описание технических средств, их возможностей и конструктивных особенностей. Сделана попытка анализа физики шумообразования на разных частотах. Сформулированы основные задачи, решение которых необходимо при разработках новых конструкций шин с пониженным уровнем шумообразования.

Зарецкий М.Р., Басе Ю.П. Технологические аспекты производства шин в России (ГУП«НИИШП», Москва). Доклад является логическим продолжением серии сообщений, представленных на предыдущих симпозиумах, начиная с 1996 г. Особенность настоящего момента состоит в том, что после длительного спада производство шин в России устойчиво увеличивается. Приводятся данные по производству шин разного назначения в России и в мире. Приводятся трудности сегодняшнего дня: дефицит качественного отечественного сырья и материалов; моральное и физическое старение основного технологического оборудования; недооценка показателей качества, что приводит к нестабильности уровня качества. Дан анализ особенностей конкурентной борьбы в настоящее время. Сформулированы основные требования к производству шин, включающие стабильность качества, снижение затрат на производство, гибкость производства, общую и технологическую безопасность производства шин. Реализация указанных требований может быть достигнута двумя путями: дальнейшим совершенствованием традиционной технологии и созданием нетрадиционных технологий. Сформулированы рекомендации по совершенствованию традиционных технологий производства шин по разделам: изготовление резиновых смесей; обработка и обрезинивание текстильного корда и металлокорда; профилирование протекторов и боковин радиальных шин; заготовительные процессы шинного производства; сборка шин; вулканизация шин; инспекция качества шин.

Далее представлено краткое содержание секционных докладов по следующим темам: механика и конструкция шин и РТИ; компьютерные технологии; технология шинного производства; механика резины и резинокордных композитов. Сюда же вошли доклады, по содержанию выходящие за рамки указанных тем.

Калинковский В.С., Путанкин К.С., Щередин В.А., Юрьев Ю.М. К вопросу о нормировании сцепных свойств шин (ГУП «НИИШП», Москва). Сцепление с мокрой поверхностью является одной из основных характеристик шин, обеспечивающих безопасность движения. Рассмотрены особенности и отмечены недостатки документа Великобритании «Требования к сцеплению шин на мокром покрытии и методика испытаний», который рассматривается в Европейской экономической комиссии (ЕЭК). Также дана характеристика документа «Единая классификация шин по их качеству» (США). Подробно проанализированы отечественные ГОСТы, регламентирующие сцепные свойства легковых и грузовых шин. Описана разработанная в НИИШП методика определения сцепления шин с влажным дорожным покрытием, на которой основываются указанные ГОСТы. В соответствии с этой методикой испытания проводятся на универсальном барабанном стенде 3327 с внутренней беговой дорожкой барабана большого диаметра (почти 4 м). Покрытие - асфальтобетон с высокими сцепными свойствами. Приведены типичные результаты определения на стенде 3327 коэффициентов сцепления шин как продольных максимальных при торможении скольженим, так и боковых. Сделан вывод, что разработанная в НИИШП методика и нормы контроля вполне соответствуют международным нормам.

Ермиченко Т.Н., Рухлядева Н.М. История развития шины в мировой патентной деятельности (ГУП «НИИШП», Москва). Ко времени возникновения шины как технического объекта в ведущих странах мира, в том числе и в России, сложились патентные системы, появление которых восходит к 12 веку. История развития шины связана с историей развития колес. Первая резиновая шина была массивной, прямоугольного сечения. Несмотря на то, что первый патент на пневматическую шину появился в 1846 г., лишь в 1888 г*, эта идея была рождена вновь в применении к велосипедам. Далее в докладе рассматриваются основные технические решения и способы их реализации вплоть до тридцатых годов 20 века, когда основные принципы шинного производства в достаточной степени установились.

Rypak Martin. The Development of the Aquaplaning Methods. (Matador, Puchov, Slovak Republic). Явление аквапланирования тесно связано с потерей управляемости автомобиля. Для изучения явления зона контакта шины с поверхностью, смоченной жидкостью, разбивается на три области: разгонная (обтекание жидкостью), средняя контактная, заключительная. В последней наблюдается турбулентное движение жидкости. Решение задачи аквапланирования осуществлялось численно с помощью оригинальных программных продуктов. Получено, что разгонная область -самая важная с точки зрения зависимости от рисунка протектора. Приведены скорости жидкости к разных зонах пятна контакта, а также давления. Оценены подъемная сила, расход жидкости из пятна. Результаты использованы при разработке новой шины, характеристики которой при боковом аквапланировании улучшились более чем на 30%.

Несиоловская Т.Н., Соловьев М.Е., Котусенко Б.В. Методические подходы к проектированию пневматических шин с использованием резиноволокнистых композитов (Ярославский государственный технический университет; ОАО «Ярославский шинный завод», Россия). Одной из предпосылок использования в шинах резиноволокнистых композитов (РВК) явилась возможность с их использованием выравнивания модулей в слоях покрышки. Несмотря на очевидные преимущества РВК, на сегодняшний день отсутствуют обоснованные рекомендации по их использованию в элементах конструкции шины. Утверждается, что правильный выбор состава резины может быть проведен только на основе анализа напряженно-деформированного состояния шины, адекватный расчет которого возможен только с помощью МКЭ. Описаны возможности пакета «ANSYS 5.5», последовательность операций обработки результатов. Показано, что рациональный выбор упругих констант РВК позволяет снизить максимальное эквивалентное напряжение в зоне кромки брекера « на 15%.

Науменко А.П. Прогнозирование безаварийного качения шин колесных транспортных средств (НТЦ ОАО «Днепрошина», Украина). Рассмотрены причины возникновения аварийных ситуаций, связанные с конструкцией шины и условиями на дороге. Подробно описаны преимущества непневматической шины по сравнению с пневматической. Проанализированы возможности повышения безопасности пневматических шин за счет установки в распор между бортами пневматической покрышки непневматического кольца. Подчеркнута роль средств электронного контроля состояния шины и транспортного средства.

Гудков Д.В., Кубраков В.П., Ревин А.А. Методика определения нормативного пробега шин, эксплуатируемых на маршрутных транспортных средствах (Волгоградский государственный технический университет, Россия). Способ определения нормативного пробега шин включает методику расчета сил сопротивления движению, методику обследования маршрута движения, методику использования корреляционного и регрессионного анализов для нормирования пробега в зависимости от условий эксплуатации. Приведены примеры использования предложенной схемы, показывающие экономический эффект ее применения.

Басе Ю.П., Райбман П.Г., Спивак И.А., Иванова В.П. Современные тенденции в развитии металлокордных грузовых шин (ГУП «НИИШП», Москва). Прогресс в области производства шин происходит на фоне общей глобализации, создания транснациональных мировых корпораций. К основным направлениям технического прогресса следует отнести: повышение нагрузки на шину и ее эксплуатационной скорости; повышение экономической эффективности производства шин и применения в эксплуатации (специализация, расширение ассортимента); повышение надежности; создание новых конструкционных материалов с повышенными усталостно-прочностными характеристиками, пониженным теплообразованием, повышенной прочностью связи резины с кордом; совершенствование рисунка протектора и конструкционных характеристик основных элементов; привлечение высоких технологий и объединение всех заготовительно-сборочных процессов в единую производственную линию. Приведены примеры реализации указанных тенденций с учетом требований комфорта и экологической безопасности.

Козуб Ю.Г. Свободные колебания эластомерных элементов конструкций (Луганский государственный педагогический университет, Украина). Приведено решение задачи о колебаниях прямоугольного призматического виброизолятора. Отличие от известных решений состоит в том, что вся масса считается распределенной в узлах конечных элементов. Полученное решение хорошо согласуется с известньми.

Никулин П.И., Великанов А.В. Требования к шинам тягачей с изменяемым сцепным весом (Воронежская государственная архитектурно-строительная академия, Россия). Рассмотрена проблема повышения эффективности тягачей-буксировщиков методом перераспределения нагрузки на колеса тягача за счет веса прицепа. Описан опыт работы с тягачами для буксирбвки летательных аппаратов. Разработана математическая модель и создана программа расчета перераспределения нагрузки на колеса буксировщика. Приведена схема догружающего устройства. Приведены показатели тяговой характеристики при наличии и без догружающего устройства на разных покрытиях.

Шешенин С.В., Маргарян С. Численное моделирование контактного взаимодействия шины с дорогой (МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва). Основные аспекты разработанной авторами методики трехмерного моделирования НДС шин при квазистатическом нагружении описаны ранее. На начальном этапе построения численной модели рассматривалась задача обжатия шины о твердую поверхность. В настоящее время программно реализована возможность моделирования переходных процессов в тех случаях, когда процесс деформации является квазистатическим. В данной работе описывается постановка задачи моделирования переходных процессов при качении шины. Приведены решения ряда задач. Обсуждены характеристики быстродействия численного моделирования и эффективности распараллеливания вычислений.

Гуральник В.Е., Горская Л.П., Евдокимов Е.И., Николаев И.К., Рекитар М.И. Методология проектирования диагональных шин с использованием расчетного программного комплекса (ГУП «НИИШП», Москва). Несмотря на более высокий технический уровень радиальных шин, диагональные шины разного назначения составляют около 50% мирового шинного производства, в промышленности России их доля составляет 30-33% от легковых и грузовых шин. При известных недостатках имеются преимущества диагональных шин: высокая ремонтопригодность, сопротивление механическим повреждениям, устойчивость к колебаниям параметров технологического оборудования. Это делает актуальной проблему оптимизации конструкции шины с помощью современных расчетных комплексов. НИИШП закончил в 2000 г. модернизацию ранее разработанного пакета программ с целью более удобного использования конструкторами на персональных компьютерах. Перечислен состав пакета, описана методология проектирования диагональной шины с использованием указанного пакета программ.

Фомичев Ю.И., Черняга И.М.*, Карташов Н.С. Применение метода конечных элементов к анализу напряженно-деформированного состояния радиальной шины (Московский государственный технический университет «МАМИ»; *ГУП «НИИШП», Москва). Объектом исследования выбрана легковая шина 175/70R13 мод. ИН-251. Применен метод расчета составных многослойных осесимметричных ортотропных оболочечных конструкций при неосесимметричных температурно-силовых нагрузках. Конечный элемент выбран в виде многослойной короткой усеченной круговой конической оболочки, что позволяет учитывать резко меняющиеся вдоль меридиана геометрические и жесткостные характеристики и нагрузки. Все нагрузки и компоненты решения представляются рядами Фурье по окружной координате. Этот метод годится для неосесимметричных (но не локальных) нагрузок. Сведение трехмерной задачи расчета НДС шины к двумерной оболочечной осуществлено с использованием гипотезы Кирхгофа-Лява. Дана полная схема разбиения шины на конечные элементы. Свойства материалов приняты линейными. Приведены результаты решения осесимметричной (внутреннее давление) и неосесимметричной (добавлена осевая нагрузка) задач. Не соответствующей эксперименту оказалась величина прогиба под действием осевой нагрузки. Соответствие было достигнуто при значительном уменьшении жесткости брекера. Анализируются причины высокой расчетной изгибной жесткости брекера при использовании разумных значений свойств материалов и известных схем расчета свойств двухслойных композитов.

Кваша Э.Н. Контактное взаимодействие резино-кордной оболочки шины с прессформой (Приднепровская академия строительства и архитектуры, Днепропетровск, Украина). Эксплуатационные качества шины (прежде всего ресурс) существенно зависят от соблюдения технологических параметров при е§ изготовлении. Автор особо выделяет роль оптимального профиля пресс-формы. Рассмотрены вопросы контактного взаимодействия мягкой оболочки шины с пресс-формой на начальной стадии вулканизации при наличии рабочего давления и отсутствии температуры. Задача решается путем минимизации функционала полной энергии методом локальных вариаций. Точность математической модели проверялась на примере расчета перемещений формующей диафрагмы для изготовления радиальных шин на второй стадии сборки.

Григолюк Э.И., Куликов Г.М., Плотникова С.В. Контактная задача для многослойной анизотропной оболочки вращения (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Тамбовский государственный технический университет, Россия). Авторы полагают, что получивший распространение в зарубежной практике экстенсивный путь расчета шин на основе пространственной теории упругости за счет повышения дискретности представления шины в модели МКЭ имеет значение при проведении контрольных расчетов уже спроектированных шин с целью окончательной отработки их конструкции. Начальный же этап проектирования следует осуществлять по быстродействующим программам, в основу которых положены различные по сложности оболочечные модели, ориентированные на использование персональных компьютеров. Описаны алгоритмы, представлены расчетные формулы и результаты моделирования четырехслойной шины диагональной конструкции при ее обжатии на жесткое основание. Показано, что влияние анизотропии на напряженное состояние шины существенно, а на распределение контактного давления и размеры пятна контакта - не существенно.

Томило Э.А., Блохина А.И., Норицына Г.И., Чебанюк А.М. Качение колеса с учетом реологических свойств его материала. (Московский государственный технический университет «МАМИ»). Используется ранее полученное решение упругой контактной задачи качения колеса по жесткому основанию. Далее в соответствии с теорией Работнова константы Ламе заменяются операторами, причем коэффициент трения и оператор объемного последействия считаются постоянными. Константы ядра последействия определяются экспериментально для используемого материала на специально созданной установке. В результате аналитического решения задачи определяются длина линии контакта, величина коэффициента трения качения, величина относительного упругого скольжения. Экспериментальная проверка осуществлена для колеса из жесткого пластика и стального основания. Получено хорошее согласие расчета с экспериментом, причем различие с результатами упругой задачи существенное - длина линии контакта и коэффициента трения качения с учетом реологии на 8 - 14% больше.

Тартаковер Е.И., Ушаков Б.Н., Щучкин А.А., Мельников В.Я. Система экспериментальных методов и ее возможности для анализа НДС при создании пневматической шины (ГУП «НИИШП»; Институт машиноведения РАН, Москва). Описаны: методы, применяемые для анализа геометрии профиля шины в исходном и нагруженном состояниях; методы, применяемые для определения напряженно-деформированного состояния элементов шины. Сделан вывод, что предложенная система экспериментальных методов может служить критерием качества готового изделия, а также использоваться для оценки адекватности расчетных методов. Перечислены особенности конструкции шины и технологии ее изготовления, приводящие к необходимости контроля параметров, существенно влияющих на показатели качества шины.

Соколова Н.В., Володина Т.Н., Трофимов С.А., Мельников В.Я. Применение экспериментальных исследований контактных давлений при разработке перспективных конструкций легковых шин (ГУП «НИИШП», Москва). Представлены результаты исследования контактных давлений легковых шин разных фирм-производителей. Использовался стенд EMED, позволяющий фиксировать давление на участках 5x5 (мм). Определялись размеры, форма пятна контакта, распределение контактных давлений по всей площади отпечатка, строились графики распределения давления по длине и ширине отпечатка. Результаты позволили тестировать расчетные схемы, а также учитывать влияние тонких щелевидных канавок и ножевых прорезей. Описаны особенности контактного давления разных шин и приведены примеры влияния параметров конструкции шины на величину и распределение контактного давления.

Мухин О.Н., Черняга И.М. Распределение контактных давлений в протекторе шины с рисунком в виде продольных ребер (ГУП «НИИШП», ' Москва). Излагаются результаты экспериментального и расчетного определения контактных давлений для шины 385/65R22,5 фирмы «Мишлен», обжатой на плоскую жесткую опорную поверхность. В эксперименте получено, что в меридианальном направлении среднее давление на выступ меняется не более чем на 4%. В то же время в пределах одного выступа контактное давление заметно выше по краям, чем по центру. Для описания этого эффекта предложена упрощенная расчетная схема, дающая близкие к эксперименту результаты.

Гудков В.А., Тарковский В.Н., Ганзин С.В. Влияние качества изготовления шин на их пробег до списания (Волгоградский государственный технический университет, Россия). Рассмотрены обобщенные данные по величине среднего пробега и ее разбросу для автобусных шин разных производителей, эксплуатирующихся в разных условиях. В качестве основного критерия используется показатель полных затрат на шину, отнесенных к одному тонно-километру. Этот показатель позволяет, с одной стороны, выявить наиболее качественно работающие предприятия-производители шин, а с другой - оптимизировать затраты автохозяйства на приобретение и ремонт шин.

Киричевский В.В., Дохняк Б.М.*, Карпушин А.Д.** Анализ численного нелинейного решения оболочечной резинокордной пневматической конструкции (Запорожский государственный университет; *Луганский государственный аграрный университет; **Холдинговая компания «Лугансктепловоз», Украина). Рассмотрены напряжения двухслойной резинокордной торообразной оболочки в геометрически линейной и нелинейной постановках. Оболочка имеет характеристики, близкие к шинным материалам и нагружается внутренним давлением. Расчеты показали, что различия между решениями линейной и нелинейной задач существенны для сдвиговых напряжений.

Киричевский В.В., Толок В.А., Гребенюк С.Н., Киричевский Р.В.* Определение напряженно-деформированного состояния композиционных материалов в условиях температурного нагружения (Запорожский государственный университет, * Луганский государственный аграрный университет, Украина). Рассмотрен однонаправленный композит - эпоксидная смола, армированная борными волокнами. На основе известных выражений для главных элементов тензора температурного расширения решена задача определения напряжений и деформаций консольной балки с разным направлением армирования. Использован метод конечных элементов. Выявлены области максимальных напряжений и деформаций.

Волошин Ю. Л. Обоснование типажа прогрессивных систем подрессоривания (СП) колесных транспортных и тягово-транспортных средств с учетом физических свойств шин (НАТИ, Москва). Основываясь на проведенных исследованиях, определены тенденции развития СП. Сформулирован единый подход к разработке и созданию СП сельскохозяйственных колесных тракторов. Предложено рассматривать машинно-тракторный агрегат как многомерную динамическую систему. В качестве единого обобщенного критерия (интегрального показателя), на котором должно обосновываться создание оптимальной СП, выбрана низкая частота собственных колебаний, зависящая от основных конструктивных параметров, в том числе от жесткости шин. Разработан проект перспективного типажа основных технических параметров СП передних и задних мостов колесных тракторов, связанный с указанными частотами. Реализация выработанных предложений позволит обеспечить снижение динамической нагруженности и улучшение плавности хода тракторов на 60-80% и более.

Волошин Ю. Л. Разработка типоразмерного ряда гидравлических демпфирующих элементов подвесок колесных транспортных и тягово-транспортных средств с учетом физических свойств шин (НАТИ, Москва). Основываясь на принципах, изложенных в предыдущем реферате, автором проведены исследования по разработке оптимальных характеристик гидроамортизаторов для передних и задних мостов колесных тракторов. Приведены соотношения для определения относительного коэффициента демпфирования. Колебания трактора определялись по двухмерной динамической модели по критериям минимума резонансных значений ускорений и относительных перемещений (прогибов рессор подвески). Показано, что для каждого значения жесткости подвески существует свой оптимум демпфирования. На основе проведенных исследований разработана конструкция и организовано производство гидроамортизаторов.

Смирнов А.Г., Двадненко Л.В. Стандартизация шин для внедорожных карьерных автомобилей, тракторов, строительных, дорожных, подъемно-транспортных, рудничных и сельскохозяйственных машин (НТЦ ОАО «Днепрошина», Украина). Изложено состояние системы стандартизации шин на Украине в настоящее время. Перечислены новые ГОСТы и описаны их особенности. Отмечена тенденция гармонизации со стандартами серии ISO.

Степанов А.С. Введение в теорию технологического обеспечения качества ошипованной шины (Вологодский государственный технический университет, Россия). Оснащение автомобильных шин шипами противоскольжения позволило решить ряд задач: повышение коэффициента сцепления; уменьшение тормозного пути; уменьшение времени разгона; снижение вероятности заноса; возможность повышения средней скорости движения; повышение управляемости автомобиля; снижение утомляемости водителя; экономия топлива; уменьшение износа автошин. Становится реальным отказ от применения песка и соли на дорогах в зимнее время. Отрицательное влияние: повышенный износ дорожного покрытия, повышенный уровень шума и пылеобразования. Приведены основные понятия теории технологического обеспечения качества ошипованной шины, показатели качества.

Степанов А.С., Гулин, Р.В., Щекин С.М., Фролов А.А. Анализ результатов исследований по целесообразности ограничения массы шипа (Вологодский государственный технический университет, Россия). Описан механизм воздействия шипа на дорожное покрытие. Выделены три характерные зоны: зона динамического воздействия, условно статическая зона, зона «выхода» шипа. Для каждой зоны записаны соотношения, позволяющие описывать силовое и энергетическое воздействие на дорогу. Описан стенд для детального изучения в лабораторных условиях параметров воздействия шипа на дорогу. Приведены результаты испытаний шипов разной конструкции. Сделан вывод, что масса шипа слабо влияет на динамическое усилие прокола, отсюда следует нецелесообразность введения жестких ограничений на его массу.

Гулин Р.В., Степанов А.С., Фролов А.А., Козловский С.А. Оптимизация расчета и расположения шипов при ошиповке шин (Вологодский государственный технический университет, Россия). Выбор количества шипов является определяющим для обеспечения требуемых при зимней эксплуатации автомобиля динамических параметров: сокращение величины тормозного пути и радиуса поворота, рост динамики разгона. Исходная величина - усилие прокола, т.е. сила давления шипа на лед. Второй параметр - наличие наибольшего числа канавок, которые прорезает шип на льду. Приведены формулы для выбора числа шипов с учетом особенностей их расположения. Представлена компьютерная программа оптимизации качества ошиповки, учитывающая все основные параметры системы «автомобиль - шина - шипы - дорога». В ней учитываются типоразмер шипов, характеристики автомобиля и шины, свойства материала протектора, количество ошипованных шин на автомобиле, а также технологические параметры. Критерии оптимизации - динамические характеристики автомобиля на ошипованных шинах, а также экологические и экономические ограничения. Приведены примеры применения программы.

Щекин С.М., Фролов А.А., Степанов А.С., Гулин Р.В. Исследование энергодинамических характеристик запрессовки шипов методом вкручивания (Вологодский государственный технический университет, Россия). Запрессовка шипа в протектор шины по новой технологии представляет собой процесс вкручивания круглого стержня в отверстие, выполненное в упруго-эластичной среде, имеющей форму выступа. Рассчитываются величины осевого давления и момента при вкручивании в зависимости от параметров шипа, свойств резины и размеров шашки протектора. В рассматриваемой постановке задача сводится к задаче Гадолина, подробное решение которой в обратной постановке приведено. Использован ряд допущений, в частности: шашка рассматривается в виде цилиндра; радиальные напряжения постоянны по глубине отверстия; осевая сила не меняется по мере погружения в отверстие, и ряд других.

Щекин С.М., Фролов А.А., Степанов А.С., Гулин Р.В. Экспериментальное исследование параметров ошиповки методом эксцентрикового вкручивания (Вологодский государственный технический университет, Россия). Для экспериментальной проверки результатов расчета (см. предыдущий реферат) был разработан специальный измерительный стенд. Методика эксперимента заключалась в следующем. Отрезанный от шины фрагмент протектора с высверленным отверстием закреплялся в державке измерительной ячейки. Шип вкручивался в реальном режиме и записывались значения осевой силы и момента. Показано, что величина эксцентриситета слабо влияет на осевое усилие. От скорости подачи осевое усилие зависит прямо пропорционально. Исследовано также влияние других параметров, что позволило оптимизировать производственный процесс. Фролов А.А. Технология и оборудование для ошиновки шин (Вологодский государственный технический университет, Россия), Описаны две основные операции: образование глухих отверстий в протекторе и запрессовка в них шипов противоскольжения. Отверстия могут быть образованы в процессе вулканизации шины или путем сверления в готовом изделии. Описаны различные способы сверления и запрессовки, используемое оборудование, особенности технологии. Предложена усовершенствованная технология, позволяющая повысить качество запрессовки. В частности, сверление производится трубчатым сверлом, а запрессовка - с использованием не только осевой силы, но и крутящего момента.

Аксельрод Л.Ю., ГГолотнянко А.Н., Тригорчук И.А. О решении некоторых проблем качества шинных пресс-форм (ООО «Полиформ», Украина; *ОАО «Нижнекамскшина»,Татарстан). Растущие требования рынка к качеству шин обуславливают новые условия изготовления пресс-форм с целью обеспечения лучшего товарного вида и высокой однородности изделия. Эти условия обеспечиваются комплексными мерами, основанными на использовании компьютерных машиностроительных технологий и современных станков с ЧПУ. Перечислены причины преждевременного выхода из строя пресс-форм, обоснованы пути их устранения. Приведены примеры создания пресс-форм с лучшим комплексом свойств, что позволяет производить шины, удовлетворяющие требованиям экспортных поставок.

Дмитриев А.А., Борисов Е.М., 'Гончаров Г.М. Современные системы управления заготовительно-сборочным оборудованием шинной промышленности и направления их развития (ОАО «НИИШИНМАШ»; *ЯГТУ, Россия). Изложены основные принципы построения современных систем управления и реализация этих принципов в организации производства выпускаемой продукции на предприятии «НИИШИНМАШ». Подробно обсуждены преимущества используемого оборудования с учетом требований отечественных условий.

Аветисян А.Л., Вольнов А.А. Основные пути сбережения энергии в технологических процессах производства шин (ГУП «НИИШП», Москва). Авторы исходят из того, что в ближайшей перспективе неизбежен значительный рост цен на энергоносители. Это связано с тем, что в настоящее время цены на потребляемую энергию в России значительно ниже мировых, что не может продолжаться долго в условиях рыночной экономики. Повышение цен приведет к дальнейшему росту энергетической составляющей в себестоимости изготовления шин на предприятиях СНГ, в то время, как доля энергетической составляющей в изготовлении шин у нас в 3 - 5 раз выше, чем в промышленно развитых страна^. Основной причиной такого различия авторы называют низкую культуру производства, что приводит к большим потерям теплоносителей на различных переделах шинного производства. Приводятся примеры. Предлагается в первую очередь организовать нормирование расхода энергии. Дан анализ методов нормирования. Сделан вывод, что в условиях России наиболее приемлем расчетно-статистический метод. Не меньшим по значимости ресурсом экономии называется использование энергосберегающих технологий. Наиболее энергоемким участком производства является цех вулканизации, где расходуется 55 -60% всей потребляемой в технологических процессах энергии, при этом коэффициент ее полезного использования при вулканизации очень мал - 3 - 7%. Далее в докладе описаны причины потерь тепла при вулканизации. Сделан акцент на возможностях сокращения длительности процесса вулканизации. Даны рекомендации по сокращению потерь за счет усовершенствования схемы подачи теплоносителей. Проанализированы перспективы перехода к вулканизации с использованием перегретого пара, описаны режимы с использованием пара и азота. Указано, что переход от перегретой воды к пару или парогазовым смесям позволит сократить в цехе вулканизации затраты энергии на технологические нужды на 65-80%. Далее рассмотрены вопросы производительности, связанные с длительностью процесса вулканизации. Трудности, связанные с необходимостью использования перегретой воды сверхвысокого давления (до 2.8 МПа) для достижения температуры 200°С, снимаются при использовании перегретого пара. Опыт показал, что переход на перегретый пар позволяет увеличить производительность вулканизационного оборудования от 10 до 30%. В завершающей части доклада дается анализ возникающих трудностей и предлагаются способы их устранения.

Ненахов А.Б., Кудрявцев Е.П., Соколов С.Л. Расчет влияния технологических отступлений в процессе производства на характеристики легковых радиальных шин (ЗАО «ППО Старт», Москва). Шина, как правило, рассчитывается при идеальном распределении материала. Авторы поставили и решили с помощью МКЭ задачу определения деформаций, напряжений и температур в шине, изготовленной с отклонениями, лежащими в пределах допусков. Рассмотрены случаи: перераспределения резиновых смесей в профиле единой детали боковины с резиновой бортовой лентой; шины, собранные с разными вариантами смещений слоев брекера; шины, собранные с разными вариантами схемы борта. В качестве критериев оценки сравниваемых конструкций приняты: интенсивность деформаций в «опасных» зонах шины (кромки брекера, надбортовая зона); суммарные удельные тепловые потери в шине и по элементам шины; распределение контактных давлений; максимальная температура в зонах борта и брекера. Подробно проанализирована шина 175/70R13 модели Бл-85. Описаны возможные причины технологических отклонений и их последствия. Количественные результаты приведены в виде таблиц и цветных диаграмм полей напряжений и температур. Сделан вывод о высокой информативности метода, который рекомендуется использовать при уточнении требований к технологическим процессам и оборудованию.

Гусаров Л.М., Гаврилов Б.Г. Изучение в серийном производстве взаимосвязи показателей неоднородности шин (ГУП «НИИШП», Москва). Уровень показателей силовой неоднородности и дисбаланса легковых радиальных шин отражает состояние технологии и качество продукции на предприятии. Задача выявления тесно связанных показателей имеет большое практическое значение, т.к. ее решение позволит исключить дублирование из перечня контролируемых показателей. Описаны причины возникновения разных видов неоднородности. Приведены результаты измерения на стенде RGM-LT. Для партии из 541 шины 165/80Р13 рассчитаны коэффициенты корреляции измеренных показателей колебания радиальной силы (КРС) и радиального биения (РБ), а также колебания боковой силы (КБС) и бокового биения (ББ) и ряда других. Выявлена тесная взаимосвязь КБС и КРС и их первых гармоник. Дана интерпретация полученных результатов. По итогам работы предложено исключить из числа сдаточных характеристик по ГОСТ 4754-97 радиальное биение, по которому сложно выполнить представительный контроль в производстве.

Захаров С.П. Резервы производства по снижению неоднородности шин (ГУП «НИИШП», Москва). На базе . исследований причин формирования неоднородностей шин в процессе производства в НИИШП разработаны методы расчета неоднородностей для радиальных шин. Методы расчета основаны на теории неоднородности с использованием измеряемых показателей смещений и сил. Приведены основные соотношения теории. Рекомендована процедура уменьшения неоднородности в процессе изготовления шин. В качестве примера приведены величины неоднородностей, рассчитанные для обычной технологии и предлагаемой автором. Рекомендации по уменьшению неоднородности рассчитаны на использование действующего технологического оборудования.

Соловьев М.Е., Раухваргер А.Б., Капустин А.А. Определение параметров равновесных упругих и вязкоупругих свойств резин при одноосном растяжении (Ярославский государственный технический университет, Россия). Предлагается использовать для описания упругих и вязкоупругих свойств наполненных резин выражение, представляющее собой первые три члена ряда по инвариантам тензора деформации. При этом зависимость от скорости растяжения заключена в константах потенциала. Приняв зависимость напряжения при одноосном растяжении от скорости растяжения в виде выражения с одним временем релаксации, вязкоупругую задачу свели к пяти-константному уравнению. Значения констант определяли методом наименьших квадратов, предварительно разлагая экспоненту в степенной ряд для перевода вязкости из показателя степени в множитель. Аппроксимировали всю кривую растяжения до разрыва. Привели значения констант для разных резин. Предложено использовать метод в лабораториях предприятий.

Гамлицкий Ю.А., Мудрук В.И., Швачич М.В. Упругий потенциал наполненных резин. Теория и эксперимент (ГУП «НИИШП», МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва). Предложен и реализован подход к построению упругого потенциала резин, наполненных техническим углеродом и отличающихся существенной нелинейностью в области малых и средних деформаций (до 30%). Получены четыре выражения для упругого потенциала. Для проверки их прогностической способности предложен расчетно-экспериментальной метод определения квазиупругих свойств резин в произвольном сложном напряженно-деформированном состоянии. Разработана конструкция и изготовлено приспособление к стандартным разрывным машинам. Проведены эксперименты на большом количестве образцов для обеспечения статистической достоверности. Численными методами многопараметрической оптимизации проведено сопоставление большого числа известных из литературы потенциалов и предложенных выражений. Показано, что в практически значимой области до 50% деформирования предложенные в работе выражения ведут себя наилучшим образом. Сопоставимы с ними по точности лишь два из пятнадцати предложенных ранее выражений. Использование стандартного оборудования и следующая из этого высокая воспроизводимость результатов в произвольном сложном напряженно-деформированном состоянии позволяют рекомендовать метод для описания свойств резин при расчетах оптимальных конструкций шин и РТИ на стадии проектирования при применении схем типа МКЭ.

Гамлицкий Ю.А. О некоторых закономерностях суперпозиции простого и чистого сдвигов (ГУП «НИИШП», Москва). Выведены соотношения, позволяющие для произвольного сложного напряженно-деформированного состояния, полученного суперпозицией чистого и простого сдвигов, рассчитывать направления главных осей и величины главных удлинений. Рассмотрен частный случай простого сдвига, часто реализуемый в лабораторных экспериментах. Полученные соотношения применены к задаче о возникновении нормальных напряжений при действии касательной нагрузки (эффект Вайссенберга). Получен новый результат о виде деформированного состояния упругого материала при таком нагружении. Это состояние соответствует одноосному растяжению. Полученные результаты позволяют точно рассчитать величину нормальных напряжений с учетом оптимального вида упругого потенциала.

Свистков А.Л., Комар Л.А., Ильиных А.В. Использование оператора формирования макроскопических образцов для моделирования макроскопических процессов в наполненных эластомерах (ИМСС УрО РАН, Россия). Предложен математический аппарат построения усредненных в некоторой области микроскопических (в том числе разрывных) характеристик неоднородного композитного материала. Иными словами, предложен аппарат перехода от структурного к континуальному описанию. Параметром теории является некоторый размер усреднения, за пределами которого ядро интегрального оператора вычисления макроскопических характеристик равно нулю. Записаны выражения для вычисления термодинамических и механических величин (энергия, импульс, температура, плотность, тензор напряжений, и т.д.). Определена область применения теории.

Згаевский В.Э. Упругие свойства и физическая структура частично кристаллических полимеров (Институт проблем химической физики РАН, Черноголовка, Россия). К описанию свойств частично кристаллических полимеров применяют, как правило, те же методы, что и к наполненным полимерам. При этом свойства зависят от степени наполнения, или степени кристалличности материала. В предлагаемом докладе использован иной подход, в котором в скейлинговом приближении описываются упругие свойства частично кристаллического полимера исходя из представлений о его молекулярном строении. Основной результат состоит в том, что свойства зависят не от степени наполнения в явном виде, а от степени анизотропии кристаллита. Косвенное сравнение с экспериментом подтверждает этот вывод (прямые эксперименты не проводились).

Присс Л.С. О причинах возникновения нормальных напряжений при больших деформациях простого сдвига (ГУН «НИИШП», Москва). В задаче о простом сдвиге, решенной Ривлиным полвека назад, обосновывается возникновение нормальных напряжений. В данной работе показано, что изменением направлений осей координат можно получить деформацию простого сдвига двумя парами касательных напряжений, которые действуют не по взаимно перпендикулярным направлениям. Ванькович В.З. Теория диффузии линейной макромолекулы в полимерной среде (ГУП «НИИШП», Москва). Существующие теории диффузии макромолекул вызывают у автора чувство неудовлетворенности, в частности, тем, что в известных работах уравнение диффузии постулируется. Автор приводит вариант строгого рассмотрения. Модель основана на понятии трубки, внутри которой происходит движение изучаемой свободно-сочлененной цепи. Трубка имитирует окружающие цепи. Подробно описан механизм эволюции цепи в трубке. Записаны соответствующие уравнения, имеющие аналогию с задачей о разорении игрока. Получена зависимость коэффициента диффузии от длины цепи в виде степенной функции с показателем -3.5. Сделан вывод, что траектория произвольного атома цепи, вообще говоря, не является броуновской и не описывается уравнением диффузии.

Левин В.А., Зингерман К.М. К расчету элементов конструкций из высокоэластичных материалов, содержащих микрополости, при наличии внутреннего давления. Наложение конечных деформаций. (МГУ им М.В. Ломоносова; Тверской государственный университет, Россия). Теоретическое исследование влияния давления в порах на концентрацию напряжений и изменение формы пор, образующихся в телах из нелинейно-упругого несжимаемого материала Муни при конечных деформациях. Использован метод многократного наложения больших деформаций. Вычисления выполняются с помощью системы компьютерной алгебры ввиду громоздкости преобразований. Построены эпюры контурных напряжений и формы контуров для разных исходных состояний (круг, квадрат, трехлучевая звезда). Работа может иметь практическую ценность для учета влияния внутренних напряжений от давления газа в порах резины при ее вулканизации.

Левин В.А., Зингерман К.М., Мишин И.А., Кузьмич С.А. К постановке задачи о поведении тела с включением, возникшим в процессе нагружения. Конечные деформации. (МГУ им. М.В. Ломоносова; Тверской государственный университет; Тульский государственный университет, Россия). При возникновении в деформированном материале одного или нескольких участков, характеризующихся другими свойствами, могут образоваться области с высокой концентрацией напряжений. Это определяет практическую важность поставленной задачи. Используется теория многократного наложения упругих и вязкоупругих деформаций. Для перехода к конечным деформациям применяются методы малого параметра или Ньютона-Канторовича. Для случая плоских деформаций могут быть использованы потенциалы Колосова-Мусхелишвили. Эффект взаимовлияния включений может быть учтен численно итерационными методами, основанными на идеях Смолуховского и Факсена.

Гаришин О. К., Лебедев С. Н. Структурное моделирование прочностных свойств упругих сетчатых систем в зависимости от их разупорядоченности (Институт механики сплошных сред УрО РАН, Пермь). Решена задача компьютерного моделирования упруго-прочностных свойств разупорядоченной полимерной сетки из гибких одномерных линейно упругих молекул. При превышении предела прочности цепи последняя считалась необратимо разрушенной. Для численного нахождения положения равновесия использован оригинальный итерационный метод, использующий идею о возможности линеаризации локального уравнения для каждого узла и сходимости итерационного процесса при последовательном обходе узлов. Различие между моделируемыми структурами заключалось в типе исходной решетки (функциональности узлов химической сетки) и диапазоне разброса длин цепей. Получено, что с увеличением разброса длин прочность падает, а разрывная деформация растет. Сделан общий вывод о главенствующей роли учета дефектности при прогнозировании прочности сеток.

Гурта Фердинанд Измерение электрического сопротивления резиновых изделий (Тренчинский государственный университет, Словакия). Резина относится к диэлектрикам (кроме специальных проводящих сортов), проводящие свойства которых определяются механизмами и степенью проляризуемости. Использована математическая модель диэлектрика, на основании которой разработана схема измерений, обработки и сохранения информации, которая накапливается в персональном компьютере. Оперативность методики и защищенность от влияния субъективного фактора позволяют ее использовать для проверки соответствия шин требованиям ISO 9000.

Шмурак И.Л., Литвинова Н.В. Совершенствование технологического процесса термообработки корда (ГУП «НИИШП», Москва). Совершенствование технологического процесса термообработки полиамидного и полиэфирного кордов может быть достигнуто за счет оптимизации режима обработки и модернизации оборудования. Указано, что зарубежная технология, приводящая к более высоким показателям прочности связи и меньшему трещинообразованию в каркасе шин при их эксплуатации, отличается от отечественной более высокой концентрацией используемых пропиточных составов и более высокой температурой термообработки. Описана новая линия пропитки и термообработки, разработанная ООО «Континент». В ней использованы не только технические решения, заложенные в зарубежные аналоги, но и предложены оригинальные решения. Описана схема работы установки. Приведены улучшенные показатели свойств нитей корда.

Кутузов А.Г., Кутузова Г.С., Нелюбин А.А., Курлыгин С.Ю., Ворожейкин С.Г., Сарсадских А.Н. Миграция газового пузыря в обобщенном сдвиговом потоке вязкоупругой жидкости в каналах различного профиля (Нижнекамский химико-технологический институт; ОАО «Нижнекамскшина», Россия). Дано аналитическое решение, подтверждающее известный экспериментальный факт нормального перемещении включения при сдвиговом течении жидкости. Включение рассмотрено в виде газового пузыря, что имеет практический смысл в процессах переработки эластомеров. Задача решена для несжимаемой вязкоупругой жидкости Ривлина-Эриксена в приближении малых скоростей сдвига. С использованием теоремы взаимности Лоренца записаны выражения для скорости миграции частицы и для боковой силы, действующей на частицу. Теория подтверждает экспериментальный факт о миграции частицы в сторону уменьшения скорости сдвига.

Лыкин А.С. Влияние структурных характеристик коллоидно-химической модели на упруго-прочностные свойства саженаполненных резин (ГУП «НИИШП», Москва). Приведены соотношения, связывающие напряжение при удлинении 300% со степенью наполнения резины и долей каучука, связанного с поверхностью активного наполнителя и представляющего собой жесткую фазу. Из указанных соотношений рассчитана истинная степень удлинения каучуковой матрицы в предположении ее одноосного растяжения. Построенные зависимости истинного напряжения каучуковой матрицы при 300% удлинения от степени наполнения линейны для разных каучуков, наполнителей и степеней наполнения (за исключением области малых наполнений). Сделан вывод о правильности предпосылок, лежащих в основе использованных соотношений.

Смирнов Л.П. Применение ЯМР-спектроскопии при исследовании структуры эластомеров (Институт проблем химической физики РАН, Черноголовка). Обзор работ, в том числе авторских и проводимых в ИПХФЧ РАН, по возможностям использования метода ЯМР для анализа структуры и свойств полимерных систем и композитов, содержащих активный наполнитель. Решены задачи определения химической структуры сеток, их топологии (функция распределения цепей по длинам), эволюции топологии при термической и механической деструкции. Показана возможность анализа надмолекулярных структур, в частности, областей с повышенной концентрацией сшивок. Даны примеры применения ЯМР к анализу строения полиуретанов с физическими сшивками. Изучены возможности ЯМР при определении дисперсности сажи на всех стадиях технологического процесса. Сделан вывод, что ЯМР является мощным методом изучения структуры эластомеров.

Русакова А.А., Шуманов Л.А. Динамические свойства и сцепление эластомеров с асфальтом (ГУП «НИИШП», Москва). Использованы различные концепции связи сцепных свойств с динамическими свойствами. Согласно одной из них сцепление с сухой дорогой коррелирует с податливостью потерь, а с мокрой - с модулем потерь. По другой наблюдается корреляция с тангенсом потерь и температурой стеклования. В работе, наряду с традиционными, приведены результаты испытаний олигомерных резин, структура которых представляет случайную последовательность гибких и жестких блоков. Показано, что закономерности, присущие традиционным резинам, прослеживаются и для олигомеров. Но по уровню свойств традиционные резины заметно превосходят олигомерные. Последние составляют конкуренцию лишь по льду.

Русакова А.А., Шуманов Л.А. Поведение эластомеров в импульсном режиме нагружения и их сцепные свойства (ГУП «НИИШП», Москва). Импульсный режим более характерен для реальных условий эксплуатации шины, чем гармонический. Использован импульсный режим сжатия на приборе с электромагнитным возбуждением. Испытания проводили при нормальной температуре для ряда олигомерных и традиционных резин. Результаты позволили предположить, что на изменение динамического модуля влияет не столько величина амплитуды деформации, сколько длительность приложения нагрузки и интенсивность ее изменения. Поэтому традиционные резины могут себя проявлять как более мягкие, с чем и связаны, видимо, различия в сцепных свойствах. Исследована также связь сцепления с мокрым асфальтом с эластичностью по отскоку. Хорошая корреляция проявляется здесь при температуре +10°С.

Bruder Michael Использование ЯМР-техники измерения поверхностей для экономичного визуального представления геометрического измерения тонкостенных эластомерных изделий, армированных волокнами (INTECH Thuringen Gmbh, Waltershausen, Германия). Описаны общие требования к неразрушающим методам контроля. Перечислены некоторые из них. Определены области использования. Проанализированы возможности современных ЯМР-спектрометров. Указано, что для целей контроля качества тонкостенных эластомерных изделий не требуются дорогостоящие приборы, используемые в медицине. Предложено дешевое оборудование низкого разрешения в мобильном ручном варианте. Подробно описаны его возможности. Сделан вывод о высокой эффективности и экономичности предлагаемого оборудования для контроля качества армированных эластомеров.

Дедов А.В., Назаров В.Г. Применение эмпирических моделей для прогнозирования кинетики миграции стабилизатора из натрийбутадиенового каучука (Военный университет радиационной, химической и биологической защиты, Москва). Предпринят анализ применимости степенного и экспоненциального уравнения для описания процесса (кинетики) миграции фенил-р-нафтиламина при разных температурах. Приведены температурные зависимости коэффициентов уравнений. Сделан вывод, что применение указанных эмпирических моделей требует определения лимитирующей стадии процесса миграции низкомолекулярных ингредиентов из полимера.

Филимонова О.Н., Седых В.А., Никулин С.С., Хохлова О.А. Модификация эмульсионного каучука добавками сополимера КОРС (Воронежская государственная лесотехническая академия; Воронежская государственная технологическая академия, Россия). Исследована возможность модификации эмульсионного каучука сополимером КОРС - кубовым остатком ректификации стирола, вводимым на стадии латекса в виде водной сополимерноантиоксидантной дисперсии. Показано, что добавление КОРС к бутадиен-стирольному каучуку не ухудшает свойства. При этом повышается стойкость к тепловому старению.

Хисматуллин С.Г., Логутов И.Ю., Иванов Б.Е., Крохина С.С., Готлиб Е.М., Лиакумович А.Г. Совершенствование качества аминофенольного стабилизатора шинных резин - Крафанила-У (Центр по разработке эластомеров при КГТУ г. Казань; Стерлитамакский нефтехимический завод, Россия). Существующий продукт имеет два существенных недостатка: резкий неприятный запах и повышенную слеживаемость чешуек. Описаны их причины и способы устранения.

 

По завершении симпозиума на заседании организационного комитета было принято решение о награждении дипломами лучших докладов. Диплом первой степени решено было не присуждать.

Дипломами второй степени награждены:

 Жеглов Л.Ф. за доклад «Измерение и расчет шумовых характеристик автомобильной шины (МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва);

 Фролов А.А., Степанов А.С. (Вологодский государственный технический университет, Россия) за серию докладов по проблеме ошиповки шин.

Дипломами третьей степени награждены:

Аветисян А.Л., Вольное А.А. за доклад «Основные пути сбережения энергии в технологических процессах производства шин» (ГУП «НИИШП», Москва);

Русакова А.А., Шуманов Л.А. за доклады «Динамические свойства и сцепление эластомеров с асфальтом» и «Поведение эластомеров в импульсном режиме нагружения и их сцепные свойства» (ГУП «НИИШП», Москва);

 Гуральник В.Е., Горская Л.П., Евдокимов Е.И., Николаев И.К., Рекитар М.И. за доклад «Методология проектирования диагональных шин с использованием расчетного программного комплекса» (ГУП «НИИШП», Москва).

 

Представленный обзор позволяет сделать вывод о высоком научном уровне заслушанных докладов, дающих весомый вклад как в теорию, так и в практику производства шин и РТИ, а также о приоритетных направлениях развития, к числу которых, безусловно, относятся компьютерные технологии.

Очередной,   12-й   симпозиум   «Проблемы   шин   и   резинокордных   композитов» планируется провести в октябре 2001 г.